Статьи | Древний Рим - идеи раннего христианства.

Христианство возникло в I в. в Римской империи. В его истории выделяют два периода: «апостольская церковь» (примерно I - II вв.) и «епископальная церковь» (со второй половины II в.).

Главный источник политико-правовых идей христиан - Новый Завет, созданный в первые века нашей эры. Он состоит из четырех Евангелий (греч. благоюстие): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, «Деяний апостолов", 21 послания апостолов и Откровения Иоанна Богослова, более известного под греческим названием «Апокалипсис» (греч. откровение).

В раннехристианской литературе, прежде всего в «Апокалипсисе", осуждались рабовладельческий Рим ("царство дьявола", «дьявольский мир зла и насилия"), римские императоры ("зверь - антихрист Нерон» - гонитель христиан), цари, вельможи, богатые, купцы. Это была реакция на глубокую неудовлетворенность состоянием общества, что особо остро ощущалось на периферии Римской империи, среди колонизованных покоренных народов. Иисус призывает отрешиться от всех ценностей этого общества - от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасение души. В его проповеди аскетизма, смирения содержалось скрытое осуждение действительности, признания ее порочной, несправедливой.

Христиане мечтали об уничтожении Рима ("великой блудницы вавилонской"), ждали пришествия мессии, Христа, который сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в «геенну огненную". После чего установится «тысячелетнее царство", где трудящиеся «не будут уже ни алкать, ни жаждать".

В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием, хотя в христианских произведениях и высказывались идеи о вооруженных отрядах христиан, их схватках с римлянами

Особое внимание в этот период уделялось обустройству христианских общин. Общины организовывались на демократических началах не было духовенства, предметов культа, обрядов. Имущество принадлежало общине, существовали общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали проповедники (апостолы), не имевшие привилегий Христиане стремились освободиться от зла в общинах, было провозглашено равенство всех верующих, преодолена идея богоизбранности отдельных народов.

Таким образом, в основе политико-правовых идей ранних христиан лежит право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Через акт спасения правда открывается человеку в «святом благовествовании» в виде «закона совершенного, закона свободы". Правда и свобода составляют содержание божественного закона, предписанного людям. Его необходимость вызвана тем, что «человек слаб", впадает в грех и нуждается в спасении.

< ... > И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь Сих двенадцать послал Иисус и заповедовал имя, говоря проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха Ибо трудящийся достоин пропитания А входя в дом его, приветствуйте его, говоря «мир дому сему"

Итак, ядром идеального правопорядка должны быть правда и закон свободы.

В христианском учении они конкретизируются в виде заповедей, выражающих некоторые общечеловеческие ценности, нормы нравственности и справедливости: не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, «почитай один другого выше себя", «не о себе только каждый заботься, но каждый о других". А в юридической области правда и закон свободы конкретизируются в принципах равенства ("нет ни эллина, ни иудея"), эквивалента (равным за равное), обязательности труда и распределения по труду ("если кто не хочет трудиться, тот и не ешь"). В Новом Завете содержится осуждение богатых, частной собственности, провозглашается общность имущества, так как богатство - корень всех зол, причина порчи человека. Реализация этих идей заложена в христианских общинах, ко II в. возникших во всей Римской империи.

Источник: http://donklass.com



Сайт благодарит за помощь: