Роль Павла

Именно Павлу (наряду с автором четвертого евангелия  — от Иоанна)  принадлежит особая роль  в подготовке позднейшей разработки и систематизации догм и религиозно-этических положений христианства. Иудейский идеал  «Закона», т. е. всеохватывающей системы заповедей и запретов, через точное соблюдение которых, как предполагалось, человек  мог оправдать себя перед  богом, Павла не удовлетворяет. С его точки зрения, «Закон» , будучи богоданным и исторически необходимым, сам по себе может лишь «умножить грех» : через него «весь  мир становится виновен перед богом». Абсолютный масштаб бога приводит к нулю любые накопления человеческих добрых дел. Человек может надеяться только на божье прощение, открывающее ему выход  из внешней принудительности «Закона» в мир «свободы», которая характеризуется следующим комплексом понятий: «благодать»  — воздействие бога на человеческую волю, выводящую ее из инерции зла, «духовность» — мистическое «познание» («дух все испытует, даже глубины божьи»), наконец, «вера,  надежда,  любовь» .

Единственная цена, которой может быть оплачено прощение всех людей,— это добровольное страдание абсолютно невинного Иисуса Христа, «во плоти которого обитала вся полнота божества». Смерть  такого мессии—не поражение его дела, но победа над смертью, после которой смерть — уже не смерть. Верующий, по мысли Павла, уже в этой жизни живет как бы по ту сторону смерти; обряд погружения в воду («крещения»), которым сопровождалось вступление в христианскую общину, толкуется - как символ  сопричастности к мученической смерти Христа и его воскресению: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились». Спасает именно акт веры как принятие прощения от бога через смерть Христа; добрые дела естественно следуют из веры, но не являются средством спасения. Акт веры возможен для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, а также от соблюдения внешних знаков иудейского «Завета»: «нет ни эллина, ни иудея,  ни обрезания, ни необрезания, варвара,  скифа, раба, свободного, но все и во всем—Христос»  («Послание к колоссянам» , гл. 3, ст. 11). Этот тезис  проложил христианству дорогу к завоеванию душ всего населения Римской империи. Теперь стало возможным и усвоение, христианством важнейших идей мистики и идеалистической философии поздней греко-римской древности.

Между тем в связи с событиями I Иудейской войны (когда христиане не примкнули к восставшим иудеям) и с возрастанием враждебности иудейских ортодоксальных кругов к «отщепенцам» иудео-христианская община  I в. испытала упадок. По преданию, и апостол  Петр, «апостол обрезания», в конце концов прибыл в Рим и возглавил тамошнюю христианскую общину; впоследствии он, как и Павел, погиб от руки римских властей.




Сайт благодарит за помощь: