Павлинизм

ПАВЛИНИЗМ И ДОРОГА ХРИСТИАНСТВА В РИМ

Вернемся к маленькой христианской секте, сложившейся в I в. н. э. (см. лекцию 5). Если судить  по трем первым «синоптическим» евангелиям, ее основатель Иисус  учил религии аскетического бескорыстия, прощения грехов, готовности к самопожертвованию; он говорил о близости царства божьего на земле, когда будут отвергнуты те, кто придерживался формальной праведности, но будут приняты поверившие в «истинное учение» и действовавшие в согласии с ним. Он считал себя обладавшим особой благодатью, исходившей от духа святого,— благодатью обетованного пророками мессии. Он считал себя Сыном Божиим в высшем смысле — но и другие подлинные приверженцы истинного учения  были для него сыновьями божьими. Он считал возможной и даже вероятной свою гибель и готов был пожертвовать собой, но не терял надежды на чудесное избавление.

Для первых христиан, признавших в Иисусе ожидаемого мессию (по-гречески Христа), необходимо было найти ответ на вопрос: как могло случиться, что мессия  умер от руки своих врагов, так и не создав царства правды на земле? Ответ для них заключался в том, что земная жизнь  Иисуса была лишь его первым пришествием; он воскрес, явился ученикам, а затем вознесся на небеса и обретается там во славе, ожидая часа, чтобы явиться снова и сделать свою победу над миром зримой.

Второго пришествия Христа ждали совсем скоро, еще при жизни первого поколения последователей Иисуса. Казалось бы, маленькая группа  христиан, остававшаяся на почве иудейства и этим ограниченная в своих попытках обратиться с проповедью к другим народам, должна была впасть в отчаяние, убедившись, что новое триумфальное явление  Иисуса медлит осуществиться, и затем быстро исчезнуть со сцены, как исчезали все палестинские эсхатологические секты после неудачи Иудейской войны  против Рима. Однако этого не произошло.

Действительно, первые христиане  продолжали считать себя иудеями, притом наиболее «истинными» иудеями: они сохраняли обряд  обрезания как вещественый знак «Завета» (и отказались от него позже лишь после длительных и серьезных споров), они справляли субботу и все иудейские годичные праздники,  они ходили молиться в Иерусалимский храм,  признавая его единственно законным. Хотя некоторое число  неиудеев примкнуло к христианской общине, по-видимому, уже с самого начала,  однако широкая проповедь  нового учения среди римских подданных из других народностей началась тогда, когда ее инициатором выступил ученый иудей  Саул (Савл)  из малоазиатского города Тарса.




Сайт благодарит за помощь: