Церковь в последний период Рима
По мере увеличения числа верующих, в церковной жизни развивались две противоречивые тенденции. Христианство, с одной стороны, становилось имперской религией, с другой – возникло монашество, новое движение духовности, которое было направлено против срастания церкви с обществом. В жизни церкви эти тенденции отражали внутреннее противоречие, которые стремились проникнуть в общество, и в то же время, отдалиться от него. Как дальше видно, христианство на протяжении истории много раз обострялось.

В Римской империи к концу третьего века христиане все еще оставались в меньшинстве. Христиан уважали, их церкви были признаны, они доказали свою жизнеспособность в среде жесточайшей конкуренции с официальной религией позднего Рима. Позиции христианства особенно сильными были в Малой Азии и Сирии, где в прошедшем столетии это вероучение сильно укрепило свои позиции. Когда население во втором веке страдало от нашествий варваров и чумы, христиане заботились о бедных и больных, о сиротах и вдовах. В среде нарастающей нестабильности они предлагали людям экономическую и социальную защиту.

Благодаря своей ориентации в обществе, которую христианство унаследовало от иудаизма, оно очень выгодно отличалось от других религий и пользовалось огромным признанием, чем, к примеру, манихейство. Своим последователям другие вероучения предлагали такие же блага, как жизнь после смерти и защиту от демонов, но они оказывали намного меньшую поддержку в земной жизни верующим. Многие верующие находили в христианстве прочную опору своего социума, насыщенную интеллектуальную жизнь, героев, которым подражали и надежду на лучшую жизнь в загробном мире. Дальнейшему усилению христианства способствовали следующие события. Когда при Галереии преследование на христиан в триста двенадцатом году только закончились, благожелательную позицию по отношению к ним занял император Константин. Константин получил в этой битве помощь от божества, которое называли Непобедимое Солнце, вероятнее всего, имея в виду, римского бога Митру.

Вскоре христиане убедили Константина, что ему помогал не кто иной, как сам Христос. Христиане в то же время начали считать самого императора и его государство священными. Единство, идеями которого пронизывает труд Августина, начало плавиться в накале споров между Западом и Востоком.



Сайт благодарит за помощь: