Христианство и Константин Великий
Кризис культуры и религии, который в четвертом веке переживала Римская империя, один из самых важных моментов, какие когда-либо переживала история мира. Столкнулась с христианством языческая культура древности. Это христианство, будучи признано Константином Великим, в том же веке было объявлено господствующей религией. Могло казаться, что эти два элемента, если брать противоположные точки зрения, никогда не найдут путей для соглашения, и будут исключать друг друга.

Но действительность показала совсем иное. Слились христианство и языческий эллинизм, но потихоньку, создали христианскую восточную культуру, которая получила название византийской культуры. Центром последней стала новая столица Рима – Константинополь. Константину Великому принадлежит главное значение в создании нового положения вещей в империи. На почву официального признания христианство стало при нем; языческая империя в него стала превращаться в империю христианскую. Переход от язычества к христианству в подобном случае не мог порождать в государстве глубокого кризиса.

Языческий мир древности, в религиозной области, по крайней мере, уже не удовлетворял потребностей народа. Рождались новые запросы, новые желания, которые по своему ряду многообразных и сложных причин, смогло удовлетворить христианство. Если с моментом этого кризиса связывается какое-то историческое лицо, которое сыграло в нем главную роль, то по вопросу о нем в исторической науке, есть целая литература, которая оценивает значение этого лица в какой-то период времени и проникнуть в тайники его духовной жизни. Таким лицом для четвертого века являлся Константин Великий. Он родился в городе Наисс. Константин, со стороны отца, наверное, принадлежал к иллирийскому роду.

Его мать, Елена, была христианкой, а потом стала Святой Еленой. Она совершила паломничество в Палестину, где, по традиции, она нашла Крест, где распяли Христа. Когда Диоклетиан и Максимилиан в триста пятом году, сложили с себя звание императора и удалились в частную жизнь, на Западе августами сделались Констанций, отец Константина, а на востоке – Галерий. Но Констанций умер в следующем году в Британии, а его войска августом провозгласили его сына Константина. В Риме в это время вспыхнуло неудовольствие против Галерия, где население вместо Галерия, провозгласили императором Максенция.

Исследователи при изучении христианства в эпоху Константина обращали особое внимание на два вопроса: на «обращение» Константина и на Миланский эдикт.





Сайт благодарит за помощь: